Алла Сигалова: "Хореографический почерк индивидуален, как отпечатки пальцев"
Алла Сигалова
Хореограф, танцовщица, педагог.
(Москва)
Выпускница Российской Академии Балета имени АЯ. Вагановой и Российской Академии Театральной Искусства (ГИТИС).
1987-1990 - хореограф театра "Сатирикон". Среди ее работ - "Служанки" в "Сатириконе", "Страсти по Бумбарашу" в театре п/р Олега Табакова, "Банан" в театре имени Моссовета.
1989-1998 - художественный руководитель и хореограф первого театра современного танца "Независимая труппа Аллы Сигаловой", выступления на многочисленных международных и российских фестивалях.
1997 - настоящее время - хореограф-постановщик сольных программ Лаймы Вайкуле и Анжелики Варум
1997-1999 - хореограф-постановщик "Старых песен о главном" на ОРТ.
1997— хореограф-постановщик балета "Желтое танго" (Рижская Национальная опера)
- режиссер-постановщик оперы 'Травиата" (Новая опера, Москва)
2000 - режиссер-постановщик оперы "Семь смертных грехов" КВайля и Б.Брехта (Литовский Национальный театр, Вильнюс)
- хореограф-постановщик балета "Эскизы к закату" (совместно с Рижской Национальной оперой)
2001 - хореограф-постановщик балета "Болеро" (совместно с Рижской Национальной оперой, Литовским Национальным театром и Литовским государственным симфоническим оркестром)
2001 - "Грезы любви"
1. - "Поцелуй феи" (Новосибирский театр оперы и балета)
2003 - "Красные и черные танцы"
2004- "Ночи Кабирии" (театр имени Пушкина)
с 1985 - преподает в РАТИ (ГИТИС) на кафедре сценического танца. Среди ее учеников - выпускники "Мастерской Петра Наумовича Фоменко).
С 2004 - профессор Школы-студии МХТ, завкафедрой пластического воспитания актера.
Имеет огромную практику преподавательской деятельности за рубежом.
Алла Сигалова: "Хореографический почерк индивидуален, как отпечатки пальцев"
Как вы пришли к современной хореографии?
Я с детства была знакома с тем, что делает великий, гениальный Леонид Вениаминович Якобсон. Может быть, поэтому во мне не было четкого разделения на то, что есть отдельно классический балет с его культурой, его философией, а есть отдельно современная хореография с ее видением мира. Была общая и естественная среда сосуществования. И то, чем занимался Якобсон, было так интересно, так волновало своей гениальностью и непохожестью, что вызывало естественное желание подражать. Тем более что в рамках вагановского отлетного училища знакомство с хореографией Якобсона было обязательным, и студенты училища изучали ее. Тогда ко мне пришло понимание того, что чем выше хореограф, чем больше и значительнее его творческая личность, тем интереснее и ярче его язык Как отпечатки пальцев — ни с кем не спутаешь.
Соприкосновение с творчеством Якобсона так повлияло на вас, что позже вы создали российский театр современного танца, "Независимую труппу Аллы Си- галовой". Расскажите, пожалуйста, как был создан коллектив и почему его сегодня нет.
Труппа была создана молодыми амбициозными людьми, почувствовавшими необходимость в автономности и желание выйти из-под крыла театра "Сатирикон". Нами двигало желание самореализации — и оно, безусловно, принесло огромные плоды. Многие идут сегодня за нами, даже, возможно, не понимая того, что идут по нашим следам. Театр замечательно существовал с 1989 по 1997 год, мы выпустили много спектаклей, очень насыщенно жили, много ездили. Затем создалась ситуация, которая должна была возникнуть. В театре работали очень одаренные, но не имеющие профессионального хореографического образования драматические актеры — и я в них себя исчерпала. Я почувствовала необходимость вернуться к профессионалам, оснащенным классической техникой, что и сделала. Тем самым я собственными руками закрыла историю с "Независимой труппой" и перешла в другую жизнь.
К несчастью, за рубежом все время удивляются, что в России что-то происходил’ в области современного танцевального языка. Приняло думать, что современных хореографов в России нет. На мой взгляд, хореографы в России есть, но крайне трудно преодолеть инерцию мышления не только зарубежных, но и отечественных директоров и продюсеров, убежденных, что в России хореография не развивается. В России развивается хореография, просто она развивается медленно, скачкообразно, забавно. Гастроли "Независимой труппы" вызывали удивление, невероятный ажиотаж, даже поклонение. Сейчас, отодвинувшись от того, что делала "Независимая труппа", я понимаю, что это бьшо настолько заряжено бешеной энергией, что поражало и вызывало абсолютный восторг. Потому что, как правило, маленькие западные труппы в ландшафте своих поисков не предполагают мощных эмоциональных рисунков, они ищут какие-то другие удивительные вещи.
Что вы имели в виду, сказав, что российская современная хореография развивается скачкообразно?
После многолетнего господства профессионального классического балета возникло такое веяние, будто хореографией могут заниматься люди необразованные. Эта тенденция, возникшая от понимания свободы как вседозволенности, тормозит развитие хореографического искусства в стране. Я много времени провожу в Америке и вижу, что там современным танцем занимается масса любителей. Но не они пишут историю искусства и историю хореографии.
Надо непременно образовывать себя, потому что хореография - это такая же наука. За дирижерский пульт не встает человек, не знающий нотной грамоты. Почему же спектакли может ставить человек, не знающий хореографической грамоты, не владеющий законами композиции?
Помимо проблемы образовательной, есть проблема подражания громким западным образцам. По-моему, это неумно, хотя период подражания обязательно должен быть пройден. У нас есть свои мощные традиции театрального искусства. Я, например, считаю невозможным жить в России и не знать русского театра, русского композиторского искусства. Для многих хореографов все это вещи закрытые. Можно, конечно, быть самодостаточной мощной личностью, но все мы знаем, что все оставшиеся в истории мощные личности сначала отдавали много времени самообразованию, и только потом принимались за творчество — образовательный этап ну никак нельзя проскочить.
Это такие прописные истины, но не нужно их низвергать, они всегда работают. Нужно честно работать, а не пускать пыль в глаза. Потому что пыль, пущенная в глаза, конечно, производит впечатление на людей таких же необразованных. Но профессионалы "пыль” распознают сразу.
В некоторых ваших спектаклях яркими и эффектными эпизодами стали сцены с элементами танго.
Давайте будем честны: спектакли, которые я ставила, не имеют абсолютного отношения к танго. Это, скорее образ танго, запах танго, мое понимание этого особого мира. Конечно, я брала много уроков, занималась танго во Франции, Америке. Надо признать: мир танго для нас почти закрыт, мы можем его улавливать, но это целая философия, которая славянам и европейцам, увы, недоступна, потому что в нас заложен иной генетический код.
Есть мнение, что русским танцовщикам не хватает техники, отсутствие которой они могуткомпенсировать душевностью танца. Вы согласны с этим мнением?
По технической оснащенности западные современные танцовщики ушли далеко вперед. Но в России по-прежнему существуют великие классические балерины, с которыми многие западные балерины не сравнятся: помимо высочайшей балетной техники, в них есть духовность и индивидуальность. Думаю, что Россия рубежа тысячелетий войдет в историю мировой хореографии именами балерин, которых мы видели вчера и можем видеть сегодня на сценах Большого и Мариинского театров. На Западе почти нет таких мощных личностей, но средний уровень техники безусловно выше. Это идет и от того, что западные 'танцовщики занимаются наряду с классикой в полном объеме и джазом, и модерном, а это очень развивает пластику, дает новое оснащение телу.
Но за несколько последних театральных сезонов в Мариинском театре произошел такое мощное накопление знаний благодаря работе с хореографией Баланчина, Ноймайера, Роббинса — и в последней постановке Форсайта в Мариинском театре произошел невероятно качественный скачок исполнительского мастерства и понимания сегодняшнего хореографического языка.
Могли бы вы возглавить школу танца?
Нет. Мне это неинтересно. Я люблю сочинять. Хореограф и педагог — разные профессии. Хорошо, когда хореограф сочетает в себе педагога. Я отдаю себе отчет в том, что педагогика — очень тяжелая профессия, и у нас очень мало профессионалов в области преподавания современного танца. Отечественная педагогическая школа классического танца всегда была очень мощной, но
сегодня многие работают за рубежом. Мы немножко обнищали в этом. Мы были богаты старыми педагогами, а чтобы преподавать сегодня, надо знать много больше, - мировое искусство хореографии очень сильно двинулось вперед — прежде всего за счет русской школы классического танца.
Вы видите какие-то позитивные моменты в сегодняшней ситуации российского современного танца?
Позитивный момент, наверное, в том, что очень много желающих заниматься современным танцем, и с каждым днем их все больше и больше. Пускай энтузиасты собираются, и пусть это будут труппы любительского, самодеятельного толка — рано или поздно кто-то из них будет выходить на новый уровень исполнения. Нет хореографов — давайте на время примем это утверждение — так их во всем мире очень мало. Их всегда было мало. Просто мы сейчас наблюдаем в России такое мощное развитие драматического искусства, и от этого очевиднее, как не поспевает за драматическим искусством искусство хореографии, как оно отстало в ландшафте театрального процесса России.
Кто еще повлиял на ваше творчество, помимо Леонида Якобсона?
Так складывается моя жизнь — я встречаю очень много талантливых, уникальных людей — хореографов, композиторов, режиссеров, драматических актеров, художников. У меня всегда была возможность учиться, смотреть, набираться знаний. Наверное, самыми главными людьми, повлиявшими на мое понимание профессии, стали Ирина Георгиевна Генслер, Наталья Михайловна Дудинская, Леонид Вениаминович Якобсон, Пина Бауш, Гидон Кремер, Евгений Колобов.
"Зафиксированный опыт" старших просто необходим", — писал Петр Пестов, имея в виду описание уроков. Но есть и другой, более эффективный опыт фиксации танца — видеозапись, искусство видеоданса. Знаю, что у вас есть мнение по поводу состояния искусства видеоданса в России.
Да! Видеоданс — отдельный вид киноискусства на стыке с искусством танца, который сегодня практически не представлен в России, и этого чрезвычайно жаль. Ведь танец живет один раз, и то талантливое, неповторимое, что случается, хотелось бы зафиксировать. Важна даже элементарная документальная фиксация, что говорить о видеодансе как искусстве. Сколько слез бьшо пролито, что стерты творческие вечера Соловьева, Колпаковой, Дудинской, Генслер, Сапого- ва, Светланы Ефремовой, Барышникова... Ведь это надо было хранить у сердца... Это больная для меня тема. Мое поколение понимает, какой разрыв существует между нами, успевшими пообщаться с мастерами и следующими поколениями, которые уже не знают этого пласта культуры и нет возможности рассказать, потому что это не расскажешь. И когда мы встречаемся с Сережей Вихаревым, мы проливаем крокодильи слезы по поводу утраченного, и по мере возможности передаем свои знания нашим танцовщикам. Может быть, поэтому танцовщики с таким рвением, с такой страстью работают с нами, потому что мы можем им передать то, что мы знаем от великих стариков, те золотые крупицы.
Мои спектакли практически все отсняты. Сотрет ли их? Бог знает. Я в течение семи лет работаю с выдающимися танцовщиками и все более бережно отношусь к фиксации их работ, и не только в моих спектаклях. Для меня это становится сейчас очень важным. Самое ужасное, что пленка все равно не передает ощущения того, что было на сцене. Но с этим уже ничего нельзя поделать. К тому же многие записи сделаны не высокими профессионалами и предназначены скорее для домашнего пользования. Но самое грустное, конечно, — невозможность передать атмосферу, энергетику — пленка ее не держит. Люди, которые смотрят запись с Барышниковым, все равно не могут понять, что это такое, когда ты смотришь Барышникова в зале.
Тем не менее у меня сейчас в работе вот такой проект: Вера Таривердиева предложила сделать фильм на музыку Микаэла Таривердиева с большим включением хореографии — симфония для органа, посвященная Чернобылю, катает- рофе как таковой.
Назовите, пожалуйста, имена ваших танцовщиков.
С удовольствием. Любимейшая моя танцовщица и балерина — прима Вильнюсского театра оперы и балета Эгле Шпокайте. Уникальное явление в театральном мире. Она как будто пришла к нам из эпохи Возрождения — настолько разносторонен ее талант, настолько мощен ее личностный заряд. Помимо этого она обладает уникальными профессиональными данными. Эгле — моя бесконечная профессиональная любовь, которая длится много лет. Я увидела ее в первый раз в Ленинграде на конкурсе Плисецкой и, сидя в зале, сказала себе: "Боже мой. это балерина, с которой я мечтала работать всю жизнь. Если бы меня когда-нибудь судьба свела с ней!" И через год я начала работать с ней. Я надеюсь, мы будем работать вместе до тех пор, пока она не закончит танцевать. И даже когда закончит танцевать, можно будет делать какие-то другие замечательные проекты, потому что ее дарование бесконечно.
Еще один любимый мной человек, восемь лет назад вошедший в мою жизнь, - премьер Рижской Национальной оперы Алексей Овечкин. Они составили с Эгле дуэт, удивительно соотносятся друг с другом. Такие модильяниевские люди с текучими, легкими, изменчивыми формами. Я стараюсь, чтобы они всегда танцевали в моих спектаклях. В мире существует много хороших танцовщиков, совместная работа с которыми имеет свои пределы, свой потолок А тут я понимаю, что творческая жизнь с этими танцовщиками может быть бесконечной. Они все время профессионально растут, они так богаты тем, что в них есть, что дай Бог успеть воплотить, реализовать их дар. В этом смысле я очень счастливый человек.
Вы позволяете им импровизации?
Никогда. Ни в коем случае.
А вы сами делаете урок?
Как у всех танцовщиков, у меня каждое утро класс.
Что нужно делать, чтобы избегать травм?
Ничего нельзя с этим сделать. Что сделаешь с неизбежными в танце нагрузками, что сделаешь с темпераментом, который захлестывает. Глупо, если танцовщик будет все время себя контролировать. Тогда это будет плохой танцовщик. От эмоций невозможно предохраниться. С другой стороны, настоящий профессионал всегда должен контролировать свой аппарат и этот аппарат должен всегда ему подчиняться. Но никто не застрахован от случайностей.
Считается, что хорошая техника — сама по себе достаточный залог успеха в карьере танцовщика. Агриппина Яковлевна Ваганова писала, что "достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью". Как вы полагаете, следуют этой мысли технически оснащенные танцовщики современного танца - влечет за собой артистичность их техника?
Существуют разные способы выражения эмоций в хореографии, которые иногда адекватны друг другу по силе воздействия. Иногда для выплеска эмоций нужно 32 фуэте а в другом случае достаточно просто поворота головы. Сила эмоционального воздействия быть в этих случаях одинаковой.
Евгений Мравинский рассказывал, что прежде чем приступить к новому произведению, он ищет исполнительский темп произведения, просто "болеет темпом" — "тогда мне ясно, куда идти". С чего вы начинаете работу над новым спектаклем?
Музыка — начало всего.
Наблюдаете ли среди людей современного танца то служение избранному искусству, какое можно наблюдать порой в балетной среде?
В России таких людей, на мой взгляд, нет. Но я могу ошибаться.
Считаете ли вы, что занятие танцем, балетом, любым искусством - это сознательно принятая схима, некий монашеский обет, обязывающий отдавать все силы избранному пути?
Конечно. Это абсолютное служение, отдача своего времени, сил, каждой своей клеточки. В этом служении необходимо идти на жертвы. И эта жертвенность должна стать нормой.
Ощущаете ли вы себя таким схимником?
Отчасти. К сожалению, не до конца. Часть своей жизни я отдаю другому. Если бы я копала только хореографическую грядку, и там, может быть, взошли бы чудо-плоды, чудо-цветы, чудо-деревья, но мне интересно еще и многое другое. И я выбрала этот путь сама — он мне интересен. Я хочу так жить.