Начало | Пресса | Молчание — это уже движение

Молчание — это уже движение

Алена Карась, Российская газета, 26. 02. 2014 г.

Широкая телеаудитория знает Аллу Сигалову, как блистательную ведущую проектов телеканала «Культура» «Большая опера», «Большой балет» и «Большой джаз». Гораздо меньшее число людей знают ее, как замечательного хореографа, с чьей деятельностью связано рождение в нашей стране такого явления как «театр танца».

Накануне небольшой «полукруглой» даты ее рождения мы застали Аллу Сигалову в Гарварде, где она работает над спектаклем The Final Cut на музыку одноименного альбома Pink Floyd. Его русскую версию, созданную со студентами Школы-студии МХАТ, зрители телеканала «Культура», возможно, видели 9 мая, в день Победы.

Что происходит с хореографом Аллой Сигаловой, человеком «рафинированной» культуры, когда она становится телевизионной ведущей?
Алла Сигалова: Поскольку я занимаюсь «рафинированной» культурой и тогда, когда нахожусь на телевидении, поскольку я занимаюсь и джазом, и балетом, и оперой, а это все не универсально востребованные продукты, поэтому я как была на территории высокого икусства, так там и остаюсь.

У вас очень разные сферы жизни…
Алла Сигалова: Это не так — я как занимаюсь оперой и балетом в театре, на ТВ и на радио, где я уже шестой год работаю, так там и нахожусь. Я как находилась в своей сфере, так там и нахожусь. Есть масса способов привести зрителя к высокому искусству, и все они хороши, и все их необходимо применять. Понятно, что опера и балет — совсем не общедоступный вид творчества человека, поэтому призвать к этим видам искусства как можно больше людей и благородно и ответственно.

Вы являетесь лицом телеканала «Культура». Как это произошло?
Алла Сигалова: Не я назначаю себя на эти проекты. Но я рада, что мне доверяют имиджевые программы телеканала.

Ваша деятельность как хореографа часто была связана с драматическим театром. Вы занимаетесь пластическим воспитанием драматических актеров. Как движение и слово соединилось в вашей жизни?
Алла Сигалова: Я никоим образом не занимаюсь переводом слова в движение. Меня слова вообще не интересуют. Меня интересуют движения, говоря пафосно — эмоции, души. Я вообще никогда слово с движением не соединяла. Меня всегда интересуют зоны, где нет слова. Всю жизнь. Потому что хореография — это и есть территория, где нет слова.

Но там, где человек молчит, там ведь тоже есть некая словесная ткань?
Алла Сигалова: Внутри нас течет неостановимый внутренний монолог. Если бы нужно было слово, то человек бы сказал. Но когда слово не требуется, человек начинает существовать каким-то совершенно другим способом. Хореография — это другой способ общения, символов, другой язык, который существует вне слова и в то же время — в связке со словом. У человека вообще всего два способа выражения своего существования — это звук и движение. Даже не слово — звук.

А молчание — это движение или слово?
Алла Сигалова: Это уже движение. И здесь мы как раз встречаемся со словом. Потому что для вербального текста пауза — это чрезвычайно важный момент, так же как и для текста хореографического. Но все-таки моя территория — это чистое движение, хореография. 

Между тем уже много лет вы преподаете движение студентам Школы-студии МХАТ. Что это для вас?
Алла Сигалова: Меня в Школу-студию привел Рома (Роман Козак, режиссер, актер и муж Аллы Сигаловой, трагически рано ушедший из жизни в мае 2010 года — Прим. «РГ»), там находятся люди, которых я бесконечно уважаю и люблю: Алла Покровская, Анатолий Смелянский, Дмитрий Брусникин. Это люди моей жизни. И, конечно, важно то, что Смелянский, когда меня позвал, сказал: «Делай, что хочешь», что способствовало активному развитию нового вида театра, который начала я в нашей стране и продолжаю его холить, лелеять и развивать. И я очень рада, что у меня есть последователи, которые делают иногда очень успешные вещи, иногда ошибаются, но идут. Я за это признательна именно Школе-студии МХАТ. Они активно развивают то, что сейчас в Гарварде произвело впечатление взрыва, настолько они не ожидали, что такой театр существует. В Америке такого театра сейчас просто нет.
Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

В российский прокат выходит «Филомена» Стивена Фрирза.

А что вы делаете в Гарварде?
Алла Сигалова: Ставлю спектакль на малой сцене ART — Американского репертуарного театра, который называется The Final Cut, на музыку одноименного альбома Pink Floyd. Этот проект имел невероятный успех в Москве, в Школе-студии МХАТ. Когда он был показан телеканалом «Культура» 9 мая, в День Победы, он получил огромный резонанс. Тем самым мы доказали, что современный театр готов говорить на эту тему, говорить страстно, рвать сердце, душу. Конечно, я его не повторяю в Гарварде, потому что здесь другие люди, другая страна, другой опыт генетической памяти в отношении проблемы войн и человека на войне.

Это был удивительный спектакль, хореографический реквием по послевоенной мечте. Как бы вы определили этот вид театра?
Алла Сигалова: Называйте его как хотите, потому что в России такого театра просто нет. Мне очень забавно, как бедные критики пытаются изобрести велосипед. В мире это давно называется театром танца или театром движения например.

Американцам тема войны интересна?
Алла Сигалова: Конечно! Они, так же, как и я, прочитали огромное количество книг, и захваченные всем, что мы делаем, стали звонить своим дедушкам, которые воевали во Вьетнаме, в Корее, во Второй мировой узнавать о своих родных и знакомых, которые прошли эти и другие войны.

Это для них стало открытием?
Алла Сигалова: Абсолютным! У них в театре об этом не очень говорится. И способ разговора, который был предложен, стал для них тоже открытием.