Алла Сигалова: «Я всегда прислушиваюсь к своему организму»
Известный хореограф, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России, профессор и преподаватель школы-студии МХАТ, телеведущая Алла Сигалова воспринимается многими как очень дисциплинированный и требовательный человек с твердым характером. И неслучайно. Ведь именно эти свойства характера нашей героини способствовали достижению ею таких высоких результатов в профессии.
О том, что помогает ей всегда выглядеть безукоризненно, Алла Сигалова рассказала нашему корреспонденту.
– Алла Михайловна, Вы делаете по утрам зарядку?
– Я делаю ее не по утрам, а тогда, когда у меня есть свободное время.
– Это основательная физическая нагрузка?
– Вообще-то, у меня профессия связана с основательной нагрузкой. И ее у меня в репетиционных моментах достаточно. Просто есть какие-то упражнения, которые не входят в репетиционный процесс, и я их делаю самостоятельно.

– А завтракаете Вы до или после упражнений?
– Я даже, честно говоря, никогда об этом не задумывалась. Для меня в этом нет никакой связи. Я не ем килограммами, чтобы от этого зависела моя двигательная активность.
– Совмещается ли с активным образом жизни, который Вы ведете, дробное питание, которое советуют некоторые диетологи?
– Мне, честно говоря, абсолютно не интересны чьи-либо советы. Я слушаю только себя. И за годы своей жизни я уже как-то приноровилась питаться так, как мне удобно. Я ем 1 раз в день. И мне этого вполне достаточно.
– Один раз в день? А что Вы обычно едите, что обязательно должно быть на Вашем столе? Это тарелка супа или, допустим, овощи, или что-то другое?
– Нет, супов я не ем вообще. А так, на тему своего питания никогда не размышляю. Что хочу – то и ем. Количество еды тоже бывает различным: иногда ем немного, иногда – много, как захочется.
– Дыхание в хореографии так же важно, как и в пении. Есть ли у Вас специальные упражнения в связи с этим?
– Обязательно. Это одна из главных составляющих, потому что движение – это и есть дыхание, а дыхание – это движение. Это взаимосвязанные вещи. Поэтому очень важно делать правильные дыхательные упражнения, грамотно дышать и вообще над этим работать. Таких комплексов дыхательных упражнений достаточно много в разных системах. Каждый выбирает для себя подходящий, в зависимости от поставленных задач. Каждый человек индивидуален, и правильно, когда он выбирает для себя и своего организма именно подходящие ему движения, упражнения, тренинги. Мой тренинг тоже индивидуален, но он меняется в соответствии с нагрузкой в конкретный период времени, самочувствием. Это все может быть очень гибким и изменчивым. Я всегда прислушиваюсь к своему организму.
– Как Вы концентрируетесь, сосредотачиваетесь, скажем, перед важным выступлением? Может, используете какую-либо аутогенную тренировку?
– Моя профессия обязывает меня делать это. Я уже по-другому не умею. Все-таки я с 9 лет в этой профессии.
– Вам после травмы в юном возрасте пришлось, по сути, заново учиться ходить. Что помогало Вам бороться с травмой?
– Когда жизнь человека ставит в такие экстремальные условия, конечно же, каждый выживает по-разному. Я в той ситуации очень собралась и постоянно работала над собой. Понимаете, ни одна травма не проходит бесследно, она остается на всю жизнь. Нет такой травмы, которая заросла бы, и ты забыл бы про нее. Даже элементарный перелом остается с тобой на всю жизнь. Это такая штука, с которой надо научиться жить. И другого варианта нет.
– Занимаетесь ли Вы какими-то нетрадиционными видами самопознания, скажем, йогой?
– Нет, йогой я не занимаюсь вообще. Наверное, мне это не очень близко. Мне нравится ходить в спортзал. Я люблю железо, люблю качаться, есть у меня такая странная особенность. Могу заниматься в фитнес-центре, и дома у меня тоже есть гантели.
– Вы занимаетесь на каких-то специальных силовых тренажерах?
– Да нет, на этом же целый бизнес построен. Можно разрабатывать тренажеры до потери сознания и брать потом за них деньги. Но, в принципе, многие важные упражнения можно делать, просто имея в наличии правильные и удобные гантели. Так что вот их я, действительно, рекомендовала бы всем иметь у себя. Нужно просто научиться ими пользоваться применительно к своему организму. А упражнений с гантелями – огромное количество.
– Кстати, дома действительно можно и нужно заниматься. Можно ведь лишний раз пройтись пешком до своего этажа, а не на лифте доехать…
– Это правильно. Я, например, всегда хожу пешком, не пользуюсь лифтом.
– Пешеходные прогулки, как недавно подметили ученые, даже полезнее, чем бег…
– Да, это общеизвестный факт. Именно поэтому люди так любят выезжать на широкие пляжи и идти вдоль них, желательно босиком. Это вообще прекрасная вещь!
– Как относитесь к бассейнам?
– Я очень брезглива, поэтому бассейны не посещаю.
– А экстремальные виды спорта любите?
– Никаких экстремальных видов спорта в моей жизни нет, потому что я берегу свое тело для работы.
– Вы как-то сказали, что не можете без слез смотреть фильм «Летят журавли». Как Вы думаете, плакать полезно для здоровья?
– Думаю, что да. Со слезами выходят какие-то накопившиеся эмоции. Мы все-таки очень много сдерживаемся в жизни. Поэтому иметь возможность где-то отпустить себя, выдохнуть все ненужное – это дорогого стоит.
– А что повышает Вам настроение, добавляет доброжелательности?
– Я просто люблю людей. Я просто понимаю, как каждому человеку сложно жить, у каждого куча своих проблем. И эти проблемы, естественно, накладывают отпечаток и на характер, и на способ общения, и на многое другое. И, поняв это, ты прощаешь, конечно, человеку все и начинаешь как-то очень тепло к нему относиться. Просто нужно понять поведенческие причинно-следственные связи.
– Многие люди утверждают, что для них сон – это лучший рецепт красоты и здоровья. А для Вас?
– Для меня лучший рецепт – это голод.
– Можете дать читателям совет, как выглядеть на все 100%, так же, как Вы?
– Ну, я не всегда выгляжу на все 100%, хотя очень хотелось бы. Для того чтобы выглядеть на все 100%, надо, чтобы тебе было всегда 20 лет. Но это, к сожалению, невозможно.